dreameranalyst (dreameranalyst) wrote,
dreameranalyst
dreameranalyst

Categories:

Владимир Фёдорович Одоевский об образовании, дробях и геометрических фигурах

Сегодня день рождения Владимира Фёдоровича Одоевского, одного из самых ярких и привлекательных людей русского 19-го века, замечательными людьми отнюдь не бедного. Его привлекательность для меня прежде всего во внутренней свободе, важнейшей, наверное, и никогда позднее не повторявшейся в такой мере особенности людей пушкинской эпохи (Одоевский был моложе Пушкина всего на пять лет). Именно эта свобода порождала замечательное равновесие между художественным и аналитическим мышлением. Известный всем "Городок в табакерке" не только замечательная детская сказка, но и прекрасная научно-популярная книжка, объясняющая детям работу довольно сложного механизма. Пожалуй, так ярко в этом жанре после него не один российский автор не работал. И ещё.
Отношение Одоевского к математике и математическому образованию - тема весьма содержательная. Судя по тексту работы http://www.etheroneph.com/retrozvuk/116-engarmonicheskij-klavesin-vf-odoevskogo.html , Одоевский читал Лейбница и Эйлера, и был, наверное, одним из наиболее математически образованных людей того времени в России. В середине 50-х годов в СССР вышли каким-то образом две его книги "Музыкально-литературное наследие" и "Избранные педагогические сочинения". Кто и как пробивал эти издания, я не знаю, но с тех пор их точно никогда не переиздавали. Я, конечно, о второй из этих книг. Занимался Одоевский, в первую очередь, не профессиональным, а низовым образованием. Он мало интересовался проблемами подготовки серьёзных профессионалов, но много думал о том, как научить каждого тому для него жизненно важному, что содержат науки. Одоевский сам участвовал в создании массовых учебных заведений. Делал он это, насколько я понимаю, не качестве чиновника, а в качестве "консультанта по педагогическим вопросам при министерстве государственных имуществ". Видимо, в те времена к мнению консультантов-интеллектуалов прислушивались! В этой книге очень много интересного и весьма актуального с точки зрения методики и организации учебного процесса. О преподавания математики говорится в работе "Руководство для начального преподавания наук". Это текст нужно читать очень внимательно и подробно, но вот несколько сразу бросающихся в глаза идей.
Как учить детей дробям? Одоевский пишет "Понять значение дробных чисел есть дело весьма трудное для дитяти. Довести его до сего познания можно лишь сделав для него операции оных как-бы осязаемыми, то есть беспрестанно соединяя понятие числа с понятием пространства". Далее становится видно, что имеется в виду: изучать действия с дробями как действия с частями, применяя для этого специальные таблицы. По-моему, это довольно эффективно и, что особенно важно, делает алгоритмы действий с дробями действительно понятными и внутренне обоснованными.
Далее - геометрия для дитяти. Доказывать в начальном курсе Одоевский ничего не предлагает вовсе. Но обязательно нужно видеть фигуры, находить их в реальном мире, уметь изображать так, что их свойства становятся ясными и очевидными, считать площади и объёмы.
Кажется, хватит. Я совершенно не готов профессионально анализировать педагогическое наследие Одоевского. Но мне, как человеку, занимающемуся развивающим обучением, хочется разобраться в его идеях получше. Если того же захочется кому-то ещё, книжку можно найти, например, на imwerden
Tags: История математики, Образование, Преподавание математики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments