dreameranalyst (dreameranalyst) wrote,
dreameranalyst
dreameranalyst

Categories:

Продолжаем разговор о биографии Декарта

Кончим, видимо, нескоро. Продолжаем прерванное. Высказанную мысль нельзя упрощать. Декарт философ, «Рассуждение о методе» – философское сочинение, а ясность – философская категория, которая охватывает всю человеческую жизнь. Ясно нужно не только мыслить, ясно нужно жить. Что же такое эта самая ясная жизнь? Проиллюстрируем это на одном примере, который очень хорошо излагает и комментирует в своих «Картезианских размшылениях» замечательный философ Мераб Мамардашвили. (стр. 19 от «Однажды…» и до «И тем самым…») Хотелось бы уточнить эту мысль в свете нашего понимания декартовской ясности. Ведь в этой ситуации можно было поступить по-разному. Можно было уговорить себя, что ничего не случится, что ты неправильно понял намерения разбойников и т.д. Можно было готовиться к отпору, ожидая нападения. Но всём этом была бы двусмысленность и неясность, которой Декарт не терпел. Можно сказать, конечно, что тут сработали не философские взгляды, а кодекс чести французского дворянина. Но, во-первых, всё-таки не факт, что так поступил бы каждый французский дворянин, а во-вторых, эти вещи не надо противопоставлять. По-видимому, действительно только в среде французского дворянства с его абсолютизацией чести и могла родиться декартовская теория интеллектуальной ясности.  За сто лет до Декарта великий французский писатель Франсуа Рабле описывает в известном всем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» необычный монастырь Телемскую обитель на дверях которой написано «Делай что хочешь». И это не потому, что всё позволено, а потому, что в обители живут люди, одарённые честью. А честь отвращает человека от зла и влечёт к добру. Вот эта абсолютизация чести и есть человеческая, психологическая основа декартовской философии.
Вот так человек с ясным сознанием должен бороться с разбойниками. А как он должен любить? Что такое «ясная любовь» и чем она отличается от «неясной»? Однажды Декарт высказался про это со всей определённостью. Это произошло уже в последние годы жизни, когда Декарт готовился к отъезду в Швецию, где он и умер. Королева Швеции Христина пожелала узнать, что Декарт думает о любви, и сообщила об этом его другу французскому посланнику Шаню. Декарт ответил на вопросы королевы в знаменитом письме о любви. Он говорит о том, что есть две любви: ясная, духовная и неясная, чисто чувственная. И та, и другая основаны на влечении к любимому существу, но эта любовь, чтобы быть «ясной» должна сопровождаться двумя вещами. Во-первых, стремлением понять того, кого ты любишь, то есть некоторой интеллектуальной активностью. Во-вторых, сознанием того, что любимый человек для тебя есть благо, что, любя его, ты становишься выше и лучше. Такая любовь может быть и счастливой, и несчастной. А любовь неясная, чувственная есть просто волнение сердца, при котором объект любви, как личность исчезает из поля зрения.
          Не будем забывать о самом главном. Декарт был, прежде всего, математиком и философом. Как принцип интеллектуальной ясности проявлялся в главных «интеллектуальных» делах его жизни? Поговорим об этом позже, а пока продолжим следить за жизнью Декарта.
          Проехав через всю Европу в 1621 году, Декарт возвращается              во Францию. Следующие восемь лет его жизни проходят в чередовании светской жизни и уединения. Декарт был не затворником, а, напротив, вполне общительным и наблюдательным человеком, но оставался он таковым только до очередного творческого взрыва. Когда мысли пошли, нужно уединяться и думать. В соответствии со своими жизненными принципами Декарт делал это очень резко. Снимал квартиру на окраине Парижа, где уединялся с самым преданным слугой и работал. Никто из друзей кроме Мерена Мерсенна даже не знал, где он находится. Но Мерсенн местонахождения друга не выдавал. За 8 лет жизни таких бегства было два, и каждое продолжалось по несколько месяцев. А в перерыве работа в семинаре Мерсенна, общение с друзьями, путешествие в Италию и даже участие в новом военном походе. В 1628 году кардинал Ришелье начинает новую, последнюю гражданскую войну с гугенотами, и Декарт принимает участие в осаде главной гугенотской крепости Ла Рошель. Этот поход был «высоконаучным». Новейшие осадные машины испытывал знаменитый математик, архитектор и механик Дезарг, и ему помогали другие учёные того времени. Научные интересы Декарта очень широки: кроме математики и философии оптика, метеорология, физиология и т.д. Слава его растёт. Сравнительно ещё молодой человек, он всеми признаётся как один из величайших учёных Европы. И всё же в 1629 году 35-летний Декарт покидает Францию почти навсегда. Двадцать следующих лет своей жизни он проведёт в Голландию. Причина отъезда – неудовлетворённость собой. Главный методологический принцип – принцип интеллектуальной ясности выработан, но новой математики и новой философии всё ещё нет. Значит нужно новое, на этот раз гораздо более длительное уединение. Почему Декарт выбрал именно Голландию? Он очень хорошо пишет об этом в письмах своему другу историку Бальзаку.
1631 год, Амстердам.
«…в большом городе, где я нахожусь и где, кроме меня, все занимаются торговлей, каждый настолько погружен в извлечение прибыли, что я всю свою жизнь могу никого не видеть. Ежедневно я прогуливаюсь среди толпы народа с такой же свободой и безмятежностью, с какой Вы гуляете по своим аллеям, причем попадающихся мне навстречу людей я воспринимаю так же, как Вы — деревья Вашего леса или пробегающих там животных. Даже их шумная суета нарушает мои грезы не больше, чем журчанье ручья»
«В данный момент [...] я не нахожусь более в состоянии, когда не могу ничего изложить письменно, — состоянии, в каком, как Вы видели, я некогда находился. [...] Я сплю здесь по 10 часов каждую ночь, и никогда никакая забота меня не будит. После того как сон в течение долгого времени прогуливает мой дух среди букс, садов и сказочных дворцов, где я испытываю все сказочные удовольствия, я смешиваю незаметно мои мечтания дня с мечтаниями ночи».
          Мысль Декарта понятна. Голландцы – деловые, прагматичные и достаточно замкнутые люди. Можно жить рядом с ними так, что они ни будут обращать на тебя никакого внимания, и ты можешь не обращать внимания на них. Среди общительных и темпераментных французов такое невозможно. Условия для работы почти идеальные. Декарт пишет свою первую великую книгу «Рассуждение о методе». Мы уже говорили о ней, и будем возвращаться неоднократно. Книга выходит в 1637 году вместе с тремя приложениями: «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия». В первой книге излагалась теория зрения, описывались физические принципы работы человеческого глаза и правила построения оптических приборов. Вторая книга была посвящена физике атмосферных процессов: образование облаков, появление радуги и т.д. О «Геометрии» мы ещё будем говорить подробно. После этого Декарт работает над большим чисто философским сочинением, которое он называет «Размышления о первой философии» На этот период приходится несколько лет семейной жизни, единственных в жизни Декарта. Эту женщину звали Еленой, она была служанкой одного из его знакомых и протестанткой. Это значит, что брак мог быть только гражданским. У них была дочка, которая умерла в возрасте пяти лет. Вскоре после этого, семейная жизнь заканчивается. Очень интересно было бы знать, насколько эта любовь Декарта соответствовала его теориям и была «ясной». Но об этом мы не знаем ничего, только краткое упоминание в муниципальных документах о рождении дочери. Тем временем выходит новая книга «Начала философии», посвящённая, в первую очередь, физике. Декарт начинает общаться с голландскими учёными, работает в Утрехтском университете. Но среди коллег сразу же находятся враги. Основная причина, скорее всего, элементарна – зависть. Но формы борьба с Декартом принимает очень серьёзные. Ему прёдъявляют обвинения в атеизме, отстраняют от работы в университете, а голландским книгоиздателям и книготорговцам запрещают печатать и продавать его книги. О том, является ли философия Декарта религиозной философией, спорили и продолжают спорить очень много, но атеистом он не был никогда. На кострах тогда в Голландии не жгли, однако перспектива высылки и даже ареста была вполне реальной. Декарт возвращается в Париж. Там ему лично ничего не угрожает, но в целом, обстановка тоже неспокойна. Происходит миниреволюция – выступление аристократов против неограниченной власти короля. Эти события войдут в историю под названием Фронда. В общем, условий для работы опять нет. Во время пребывания в Париже он знакомится с молодым человеком по имени Пьер Шаню. Вскоре он становится французским посланником в Швеции, которой в то время правила королева Христина, дочь шведского короля Густава-Адольфа, возглавлявшего протестантский лагерь в Тридцатилетнюю войну. Она была очень необычной женщиной, стремившейся к глубокому образованию. По рекомендации Шаню Христина приглашает Декарта в Швецию. Задачи две: уроки королеве и работа по организации шведской академии наук. Ни одной такой академии в Европе тогда ещё не было, но планы по её созданию уже разрабатывались в Англии и Франции. Христина хотела с помощью Декарта превратить свою страну в ведущую научную державу Европы. Во всём остальном полная свобода, материальный достаток и идеальные условия для работы. Декарта мучают сомнения: стоит ли переезжать из солнечной Франции в «страну медведей и льдов»? Психологическое состояние Декарта в то момент достаточно тяжёлое: невозможно напряжённо работать, всё время что-то отвлекает, а значит незачем и жить. В таком состоянии пробуждается надежда: а вдруг в Швеции станет лучше, и идеи снова пойдут лавиной, как некогда было в Голландии? В октябре 1649 года Декарт переезжает в Швецию. Проживёт он там только полгода. Холодный климат и ранние уроки королеве (до этого Декарт никогда не вставал рано) оказываются непосильны для организма уже немолодого человека. В феврале 1650 года Декарт умирает. Последняя его работа – проект устава Шведской академии наук. Королева предлагала ему возглавить Академию, но Декарт своей рукой вносит в устав первый пункт: иностранец не может быть президентом Академии. Так было бы в патриотичной Франции, так должно быть и в стране, которой он служит сейчас. Поступить иначе было бы бесчестно. Через 15 лет после смерти тело Декарта перевозят в Париж и хоронят в Пантеоне.
          В целом, биография Декарта выглядит достаточно грустно, как и многие его письмо. Было огромное количество работ, европейское признание, друзья, материальный достаток. Но очень многое осталось несделанным, потому что та предельная концентрация, без которой свою работу Декарт не мыслил, была доступна редко. И это не могло не угнетать. Коллизия, знакомая любому учёному, но Декарт с его предельными требованиями к самоконцентрации ощущал её остро как никто. Наиболее продуктивными в этом смысле были первые годы жизни в Голландии.
          Прежде чем закончить разговор о биографии Декарта, упомянем ещё один весьма длительный эпизод его жизни. Это история отношений с графиней Елизаветой, дочерью того самого немецкого князя, который был избран чешским королём и потерял трон в ходе Тридцатилетней войны. Елизавета вместе со своей семьёй жила в Голландии. Когда вышло «Рассуждение о методе» ей было 18 лет, но девушка смогла разобраться в работе и захотела познакомиться с автором. Знакомство состоялось, и продолжалось почти всю жизнь. Графиня Елизавета была, наверное, вторым по интенсивности после Мерсенна адресатом переписки Декарта. Их письма осень интересны: почти каждое сочетает обсуждение научных и философских проблем с выражением теплоты и преданности. Ей посвящены две большие работы Декарта: «Принципы философии» и работа по психологии «О страстях души». Закончим сегодняшнюю лекцию чтением отрывка из этого посвящения. (Куно Фишер, стр. 213)
Tags: Декарт, история математики, семнадцатый век
Subscribe

  • Поймали и взяли интервью

    Поймали ребята из лицея и заставили дать интервью )) Ребята были славные, так что я вдохновился. Ничего, вроде, получилось. По крайней мере,…

  • Как любить теоремы?

    Пришла в голову вот такая идея, благо, родной деканат часы выделил. Очень хотелось бы, чтобы сюда заглядывали не только студенты, но также школьники…

  • Кто же изобрёл математическое доказательство?

    Начал читать свой курс и сразу уже увяз в хитрых вопросах. Итак, родоначальником математического доказательства считается Фалес Милетский. На каком…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments